+38 (067) 443 1920 yuliyaads@gmail.com

ЧередованиеВопрос того, в какой последовательности готовить 4 части теста TOEFL, встает почти перед каждым моим учеником. Особенно этот вопрос актуален для тех из них, кто приходит ко мне на подготовку из-за какой-нибудь одной  или двух частей: к примеру, человек уже сдавал тест, и у него по некоторым частям (Listening и Speaking) были прекрасные результаты, а другие две части его подвели.

Ответ на этот вопрос я всегда даю один и тот же: необходимо готовить все части равномерно (даже если в каких-то из них вы чувствуете себя уверенно), используя стратегию «чередования» (иначе она еще называется «интерливинг» – это калька слова из английского языка). Мое убеждение в этом основывается не только на обширном личном опыте, но и на исследованиях ученых-психологов.

Недавно с радостью обнаружила подтверждение своему мнению в исследовании, опубликованном в Journal of Educational Psychology  (Рохрер и др. 2015 г). В нем ученые научно доказали, что стратегия «чередования» приводит к значительному улучшению результатов обучения.

Чередование (интерливинг) подразумевает практику или изучение различных вещей при быстрой смене их последовательности.

Например, в тренировке теннисистов чередование подразумевает практику  удара справа, удара слева и удар с лета за одну тренировку. Для музыкантов чередование может выглядеть как чередование арпеджио, аккордов и гамм за одно занятие.

Характерно, что стратегия чередования разительно отличается от того, как обычно люди организовывают свое обучение.

Ощутимые плоды стратегии чередования были продемонстрированы учеными в эксперименте с обучением детей математике. Детей разделили на две группы. Первую группу обучали обычным способом. Они изучали одну математическую операцию в течение урока, а затем ее практиковали.  Вторая же группа занималась различными математическими операциями. Результаты оказались впечатляющими. При тестировании на следующий день дети, обучавшиеся методом чередования, показали результаты на 25 % лучше. При тестировании после месяца обучения методом чередования, их результаты были выше результатов контрольной группы уже на 76%!

Представляете, какое значение такой прирост в баллах мог бы иметь для результатов TOEFL?

Единственній недостаток стратеги «чередования» – это то, что на первый взгяд она кажется трудной. Вместо концентрации на одной задаче в течение длительного времени необходимо работать над двумя и более – при быстром переключении. Но, видимо, в этом и заключается такой большой эффект чередования – ведь при этом мозг вынужден работать быстрее:  ему приходится переключаться с замедленного режима монотонной работы в более активный режим поиска новых решений.

Как выглядит стратегия чередования в применении к TOEFL?

Очень просто. За одну сессию вашей подготовки (один «присест») вам следует почаще переключаться между работой над разными частями теста TOEFL.  К примеру, сделать один текст Reading, затем один “Listening passage”, затем проговорить одну темку  Speaking и т.д., чередуя как можно чаще виды деятельности и вставляя между ними, по необходимости, и вторичные виды деятельности, полезные для подготовки к тесту TOEFL, – например, грамматическое упражнение на ту тему, где вы чувствуете слабинку.

Возможно, такая стратегия покажется вам на первый взгляд трудной, но, я уверена, окажется очень плодотворной – и, может быть, даже приятной для вас.