Вопрос того, в какой последовательности готовить 4 части теста TOEFL, встает почти перед каждым моим учеником. Особенно этот вопрос актуален для тех из них, кто приходит ко мне на подготовку из-за какой-нибудь одной или двух частей: к примеру, человек уже сдавал тест, и у него по некоторым частям (Listening и Speaking) были прекрасные результаты, а другие две части его подвели.
Ответ на этот вопрос я всегда даю один и тот же: необходимо готовить все части равномерно (даже если в каких-то из них вы чувствуете себя уверенно), используя стратегию «чередования» (иначе она еще называется «интерливинг» – это калька слова из английского языка). Мое убеждение в этом основывается не только на обширном личном опыте, но и на исследованиях ученых-психологов.
Недавно с радостью обнаружила подтверждение своему мнению в исследовании, опубликованном в Journal of Educational Psychology (Рохрер и др. 2015 г). В нем ученые научно доказали, что стратегия «чередования» приводит к значительному улучшению результатов обучения.
Например, в тренировке теннисистов чередование подразумевает практику удара справа, удара слева и удар с лета за одну тренировку. Для музыкантов чередование может выглядеть как чередование арпеджио, аккордов и гамм за одно занятие.
Характерно, что стратегия чередования разительно отличается от того, как обычно люди организовывают свое обучение.
Ощутимые плоды стратегии чередования были продемонстрированы учеными в эксперименте с обучением детей математике. Детей разделили на две группы. Первую группу обучали обычным способом. Они изучали одну математическую операцию в течение урока, а затем ее практиковали. Вторая же группа занималась различными математическими операциями. Результаты оказались впечатляющими. При тестировании на следующий день дети, обучавшиеся методом чередования, показали результаты на 25 % лучше. При тестировании после месяца обучения методом чередования, их результаты были выше результатов контрольной группы уже на 76%!
Представляете, какое значение такой прирост в баллах мог бы иметь для результатов TOEFL?
Единственній недостаток стратеги «чередования» – это то, что на первый взгяд она кажется трудной. Вместо концентрации на одной задаче в течение длительного времени необходимо работать над двумя и более – при быстром переключении. Но, видимо, в этом и заключается такой большой эффект чередования – ведь при этом мозг вынужден работать быстрее: ему приходится переключаться с замедленного режима монотонной работы в более активный режим поиска новых решений.
Как выглядит стратегия чередования в применении к TOEFL?
Очень просто. За одну сессию вашей подготовки (один «присест») вам следует почаще переключаться между работой над разными частями теста TOEFL. К примеру, сделать один текст Reading, затем один “Listening passage”, затем проговорить одну темку Speaking и т.д., чередуя как можно чаще виды деятельности и вставляя между ними, по необходимости, и вторичные виды деятельности, полезные для подготовки к тесту TOEFL, – например, грамматическое упражнение на ту тему, где вы чувствуете слабинку.
Возможно, такая стратегия покажется вам на первый взгляд трудной, но, я уверена, окажется очень плодотворной – и, может быть, даже приятной для вас.