+38 (067) 443 1920 yuliyaads@gmail.com

Бывает и так, что при подготовке к TOEFL iBT даже человек с высоким уровнем английского «вдруг» открывает для себя, что список неправильных форм множественного числа в английском языке не ограничивается «зубами», «мужчинами» и «детьми». И уж совершенным откровением становится наличие окончания “ae” у группы слов латинского происхождения.

Разберем детально:

1. Образование множественного числа путем изменения корня слова

 

man – men;
woman – women;
child – children;
ox – oxen;
mouse – mice;
louse – lice;
foot – feet;
tooth – teeth;
goose – geese.

 

2. Существительные, оканчивающиеся на “f/fe”

Некоторые существительные, которые оканчиваются на “f/fe”, образуют мн. число изменением “f/fe” на “ves”, например:

leaf – leaves;
loaf – loaves;
half – halves;
calf – calves;
wolf – wolves;
self – selves;
shelf – shelves;
elf – elves;
thief – thieves;
sheaf – sheaves;
life – lives;
wife – wives;
knife – knives.

 

Но некоторые существительные, которые оканчиваются на “f/fe”, образуют множественное число стандартно, прибавляя “s”, например:

belief – beliefs;
chief – chiefs;
handkerchief – handkerchiefs;
dwarf – dwarfs;
roof – roofs;
goof – goofs;
safe – safes;
gulf – gulfs;
proof – proofs.

Несколько существительных имеют два варианта мн. числа:

scarf – scarfs / scarves;
wharf – wharves / wharfs;
hoof – hoofs / hooves;
turf – turfs / turves.

Существительные, которые оканчиваются на “ff”, прибавляют окончание “s” для образования мн. числа: sheriff – sheriffs; cuff – cuffs.

3. Одна и та же форма единственного и множественного числа

Некоторые существительные имеют одну и ту же форму единственного и множественного числа, например:

one sheep – two sheep;
a deer – two deer;
a bison – five bison;
a fish – two fish;
a salmon – several salmon;
a dozen – two dozen;
an aircraft – two aircraft;
a means – by all means;
a series – two series;
a species – different species.

Когда такие существительные стоят во мн. числе, им требуется глагол во мн. числе, например:

Some fish are dangerous. Two sheep were in the forest. Modern aircraft are powerful machines.

Примечание: Слово “fish” (сельдь, тюлька, тунец, акула и т.д.) в обычной устной и письменной речи имеет одинаковую форму единственного и множественного числа. Однако иногда форма множественного числа “fishes” (herrings, salmons, tunas, shrimps, etc.) может употребляться в отношении различных видов, разновидностей особей, например: пресноводные рыбы, аквариумные рыбы. Некоторые неисчисляемые существительные массы употребляются во множественном числе таким же образом, когда речь идет о различных видах, сортах, разновидностях, например: the teas of India (виды индийского чая), soft cheeses (мягкие сыры) и т.д.

 

4.Только во множественном числе

Существительные, которые обозначают нераздельную пару, употребляются во мн. числе и с глаголом мн. числа, например:

jeans; trousers, pants, slacks;
shorts, tights, breeches;
pajamas, briefs, panties;
scissors, pliers, tongs, pincers;
glasses / spectacles.
These jeans are too long for me.
Where are my glasses?

Примечание: Слово “pantyhose – колготки” употребляется в ед. числе, например:

Where are my gym tights?
Where is my new pantyhose?
She bought four pairs of pantyhose.

5. Только в единственном числе

Неисчисляемые существительные не употребляются во множественном числе. Некоторые неисчисляемые существительные похожи по форме на множественное число, имеют окончание “s”, но употребляются только в единственном числе и с глаголом единственного числа:

mathematics, physics, economics, phonetics, politics, billiards (game), dominoes (game), news, measles, mumps (disease), например:

Physicscs is his favorite subject.
Billiards is an interesting game.
No news is good news. (proverb)
Mumps is a serious disease.

 

6. Латинские и греческие формы множественного числа

Некоторые существительные латинского и греческого происхождения сохранили свои собственные окончания мн. числа.

Окончание мн. ч. “es” как в слове “analyses” произносится [i:z]; окончание “i” как в слове “alumni” произносится [ai], окончание “ae” – [i:].

Существительные с латинскими и греческими окончаниями множественного числа разделены здесь на группы по окончанию. Английское окончание мн. числа “s/es” также употребляется с некоторыми из этих существительных; в таких случаях даны два варианта, а вариант с английским окончанием “s/es” отмечен буквой (E).

Group 1
analysis – analyses
axis – axes
basis – bases
crisis – crises
hypothesis – hypotheses
oasis – oases
parenthesis – parentheses
thesis – theses
Group 2
alumnus – alumni
cactus – cactuses (E) / cacti
calculus – calculi / calculuses (E)
corpus – corpora
fungus – fungi
genus – genera / genuses (E)
hippopotamus – hippopotamuses (E) / hippopotami
octopus – octopuses (E) / octopi
papyrus – papyri
radius – radii / radiuses (E)
stimulus – stimuli
syllabus – syllabuses (E) / syllabi
terminus – termini / terminuses (E)
Group 3
criterion – criteria
phenomenon – phenomena
Group 4
addendum – addenda
bacterium – bacteria
curriculum – curriculums (E) / curricula
datum – data
erratum – errata
forum – forums (E) / fora
medium – media
memorandum – memorandums (E) / memoranda
Group 5
alumna – alumnae
dogma – dogmas (E) / dogmata
enigma – enigmas (E) / enigmata
formula – formulas (E) / formulae
stigma – stigmata / stigmas (E)
vertebra – vertebrae / vertebras (E)
Group 6
appendix – appendixes (E) / appendices
matrix – matrices / matrixes (E)
index – indexes (E) / indices
vertex – vertexes (E) / vertices.

И еще замечания по теме:

Not all Latin words ending in “-us” had plurals in “-i”.

“Apparatus”, “cantus”, “coitus”, “hiatus”, “impetus”, “Jesus”,

“lapsus linguae”, “nexus”, “plexus”, “prospectus”, “sinus”, and

“status” were 4th declension in Latin, and had plurals in “-us” with

“genus”, and “opus” were 3rd declension, with plurals “corpora”,

“genera”, and “opera”. “Virus” is not attested in the plural in

Latin, and is of a rare form (2nd declension neuter in -us) that

makes it debatable what the Latin plural would have been; the only

plural in English is “viruses”. “Omnibus” and “rebus” were not

nominative nouns in Latin. “Ignoramus” was not a noun in Latin.

 

Not all classical words ending in “-a” had plurals in “-ae”.

“Anathema”, “aroma”, “bema”, “carcinoma”, “charisma”, “diploma”,

“dogma”, “drama”, “edema”, “enema”, “enigma”, “lemma”, “lymphoma”,

“magma”, “melisma”, “miasma”, “sarcoma”, “schema”, “soma”, “stigma”,

“stoma”, and “trauma” are from Greek, where they had plurals in

“-ata”. “Quota” was not a noun in Latin. (It comes from the

Latin expression quota pars, where quota is the feminine

form of an interrogative pronoun meaning “what number”. In *that*

use, it did have plural quotae, but in English the only plural

is “quotas”.)

 

Not all classical-sounding words ending in “-um” have plurals in

“-a”. “Factotum”, “nostrum”, “quorum”, and “variorum” were not

nouns in Latin. (Totus = “everything” and noster = “our” were

conjugated like nouns in Latin; but “factotum” comes from fac

totum = “do everything”, and “nostrum” comes from nostrum

remedium = “our remedy”.) “Conundrum”, “panjandrum”, “tantrum”,

and “vellum” are not Latin words.

If in doubt, consult a dictionary (or use the English plural in

“-s” or “-es”). One plural that you *will* find in U.S.

dictionaries, “octopi”, raises the ire of purists (the Greek plural

is “octopodes”).

 

The classical-style plurals of “penis” and “clitoris” are “penes”

/’pi:ni:z/ and “clitorides” /klI’tOrIdi:z/.

 

The Latin plural of “curriculum vitae” is “curricula vitae”.

Some people who know a little Latin think it should be “curricula

vitarum” (since vitae means “of a life” and vitarum means “of

lives”); but to an ancient Roman, “curricula vitarum” would suggest

that each document described more than one life. This is a feature

of the Latin genitive of content, which differs in this regard from

the more common Latin genitive of possession.