Бывает и так, что при подготовке к TOEFL iBT даже человек с высоким уровнем английского «вдруг» открывает для себя, что список неправильных форм множественного числа в английском языке не ограничивается «зубами», «мужчинами» и «детьми». И уж совершенным откровением становится наличие окончания “ae” у группы слов латинского происхождения.
Разберем детально:
1. Образование множественного числа путем изменения корня слова
man – men; |
woman – women; |
child – children; |
ox – oxen; |
mouse – mice; |
louse – lice; |
foot – feet; |
tooth – teeth; |
goose – geese. |
2. Существительные, оканчивающиеся на “f/fe”
Некоторые существительные, которые оканчиваются на “f/fe”, образуют мн. число изменением “f/fe” на “ves”, например:
leaf – leaves; |
loaf – loaves; |
half – halves; |
calf – calves; |
wolf – wolves; |
self – selves; |
shelf – shelves; |
elf – elves; |
thief – thieves; |
sheaf – sheaves; |
life – lives; |
wife – wives; |
knife – knives. |
Но некоторые существительные, которые оканчиваются на “f/fe”, образуют множественное число стандартно, прибавляя “s”, например:
belief – beliefs; |
chief – chiefs; |
handkerchief – handkerchiefs; |
dwarf – dwarfs; |
roof – roofs; |
goof – goofs; |
safe – safes; |
gulf – gulfs; |
proof – proofs. |
Несколько существительных имеют два варианта мн. числа:
scarf – scarfs / scarves; |
wharf – wharves / wharfs; |
hoof – hoofs / hooves; |
turf – turfs / turves. |
Существительные, которые оканчиваются на “ff”, прибавляют окончание “s” для образования мн. числа: sheriff – sheriffs; cuff – cuffs.
3. Одна и та же форма единственного и множественного числа
Некоторые существительные имеют одну и ту же форму единственного и множественного числа, например:
one sheep – two sheep; |
a deer – two deer; |
a bison – five bison; |
a fish – two fish; |
a salmon – several salmon; |
a dozen – two dozen; |
an aircraft – two aircraft; |
a means – by all means; |
a series – two series; |
a species – different species. |
Когда такие существительные стоят во мн. числе, им требуется глагол во мн. числе, например:
Some fish are dangerous. Two sheep were in the forest. Modern aircraft are powerful machines.
Примечание: Слово “fish” (сельдь, тюлька, тунец, акула и т.д.) в обычной устной и письменной речи имеет одинаковую форму единственного и множественного числа. Однако иногда форма множественного числа “fishes” (herrings, salmons, tunas, shrimps, etc.) может употребляться в отношении различных видов, разновидностей особей, например: пресноводные рыбы, аквариумные рыбы. Некоторые неисчисляемые существительные массы употребляются во множественном числе таким же образом, когда речь идет о различных видах, сортах, разновидностях, например: the teas of India (виды индийского чая), soft cheeses (мягкие сыры) и т.д.
4.Только во множественном числе
Существительные, которые обозначают нераздельную пару, употребляются во мн. числе и с глаголом мн. числа, например:
jeans; trousers, pants, slacks; |
shorts, tights, breeches; |
pajamas, briefs, panties; |
scissors, pliers, tongs, pincers; |
glasses / spectacles. |
These jeans are too long for me. |
Where are my glasses? |
Примечание: Слово “pantyhose – колготки” употребляется в ед. числе, например:
Where are my gym tights? |
Where is my new pantyhose? |
She bought four pairs of pantyhose. |
5. Только в единственном числе
Неисчисляемые существительные не употребляются во множественном числе. Некоторые неисчисляемые существительные похожи по форме на множественное число, имеют окончание “s”, но употребляются только в единственном числе и с глаголом единственного числа:
mathematics, physics, economics, phonetics, politics, billiards (game), dominoes (game), news, measles, mumps (disease), например:
Physicscs is his favorite subject. |
Billiards is an interesting game. |
No news is good news. (proverb) |
Mumps is a serious disease. |
6. Латинские и греческие формы множественного числа
Некоторые существительные латинского и греческого происхождения сохранили свои собственные окончания мн. числа.
Окончание мн. ч. “es” как в слове “analyses” произносится [i:z]; окончание “i” как в слове “alumni” произносится [ai], окончание “ae” – [i:].
Существительные с латинскими и греческими окончаниями множественного числа разделены здесь на группы по окончанию. Английское окончание мн. числа “s/es” также употребляется с некоторыми из этих существительных; в таких случаях даны два варианта, а вариант с английским окончанием “s/es” отмечен буквой (E).
Group 1 |
analysis – analyses |
axis – axes |
basis – bases |
crisis – crises |
hypothesis – hypotheses |
oasis – oases |
parenthesis – parentheses |
thesis – theses |
Group 2 |
alumnus – alumni |
cactus – cactuses (E) / cacti |
calculus – calculi / calculuses (E) |
corpus – corpora |
fungus – fungi |
genus – genera / genuses (E) |
hippopotamus – hippopotamuses (E) / hippopotami |
octopus – octopuses (E) / octopi |
papyrus – papyri |
radius – radii / radiuses (E) |
stimulus – stimuli |
syllabus – syllabuses (E) / syllabi |
terminus – termini / terminuses (E) |
Group 3 |
criterion – criteria |
phenomenon – phenomena |
Group 4 |
addendum – addenda |
bacterium – bacteria |
curriculum – curriculums (E) / curricula |
datum – data |
erratum – errata |
forum – forums (E) / fora |
medium – media |
memorandum – memorandums (E) / memoranda |
Group 5 |
alumna – alumnae |
dogma – dogmas (E) / dogmata |
enigma – enigmas (E) / enigmata |
formula – formulas (E) / formulae |
stigma – stigmata / stigmas (E) |
vertebra – vertebrae / vertebras (E) |
Group 6 |
appendix – appendixes (E) / appendices |
matrix – matrices / matrixes (E) |
index – indexes (E) / indices |
vertex – vertexes (E) / vertices. |
И еще замечания по теме:
Not all Latin words ending in “-us” had plurals in “-i”.
“Apparatus”, “cantus”, “coitus”, “hiatus”, “impetus”, “Jesus”,
“lapsus linguae”, “nexus”, “plexus”, “prospectus”, “sinus”, and
“status” were 4th declension in Latin, and had plurals in “-us” with
“genus”, and “opus” were 3rd declension, with plurals “corpora”,
“genera”, and “opera”. “Virus” is not attested in the plural in
Latin, and is of a rare form (2nd declension neuter in -us) that
makes it debatable what the Latin plural would have been; the only
plural in English is “viruses”. “Omnibus” and “rebus” were not
nominative nouns in Latin. “Ignoramus” was not a noun in Latin.
Not all classical words ending in “-a” had plurals in “-ae”.
“Anathema”, “aroma”, “bema”, “carcinoma”, “charisma”, “diploma”,
“dogma”, “drama”, “edema”, “enema”, “enigma”, “lemma”, “lymphoma”,
“magma”, “melisma”, “miasma”, “sarcoma”, “schema”, “soma”, “stigma”,
“stoma”, and “trauma” are from Greek, where they had plurals in
“-ata”. “Quota” was not a noun in Latin. (It comes from the
Latin expression quota pars, where quota is the feminine
form of an interrogative pronoun meaning “what number”. In *that*
use, it did have plural quotae, but in English the only plural
is “quotas”.)
Not all classical-sounding words ending in “-um” have plurals in
“-a”. “Factotum”, “nostrum”, “quorum”, and “variorum” were not
nouns in Latin. (Totus = “everything” and noster = “our” were
conjugated like nouns in Latin; but “factotum” comes from fac
totum = “do everything”, and “nostrum” comes from nostrum
remedium = “our remedy”.) “Conundrum”, “panjandrum”, “tantrum”,
and “vellum” are not Latin words.
If in doubt, consult a dictionary (or use the English plural in
“-s” or “-es”). One plural that you *will* find in U.S.
dictionaries, “octopi”, raises the ire of purists (the Greek plural
is “octopodes”).
The classical-style plurals of “penis” and “clitoris” are “penes”
/’pi:ni:z/ and “clitorides” /klI’tOrIdi:z/.
The Latin plural of “curriculum vitae” is “curricula vitae”.
Some people who know a little Latin think it should be “curricula
vitarum” (since vitae means “of a life” and vitarum means “of
lives”); but to an ancient Roman, “curricula vitarum” would suggest
that each document described more than one life. This is a feature
of the Latin genitive of content, which differs in this regard from
the more common Latin genitive of possession.